С технической точки зрения, World Wide Web состоит из множества серверов Интернета, предоставляющих пользователям Сети доступ к специально составленным, так называемым гипертекстовым, документам. Гипертекст отличается от обычного текста тем, что он может включать в себя так называемые гипертекстовые ссылки (гиперссылки), соединяющие контекст, в котором они находятся, с другим контекстом в рамках того же или другого текста. О наложенных на организованную линейно (слева направо) структуру текста гипертекстовых ссылках часто говорят, что они вносят в текст третье измерение.

Разновидность гипертекста, используемого на www, дает создателю документов дополнительную свободу за счет возможности включать в текст документа иллюстрации, аудио- и видеоинформацию, а также ссылки на любые ресурсы Интернета, находящиеся на произвольном сервере Сети (это делается с помощью общего формата представления адресов ресурсов). Название "Всемирная Паутина" очень метко передает образ переплетающихся связей, складывающихся в причудливую структуру, которая охватывают множество серверов по всему земному шару.

Из-за возможности включать в документы мультимедийную информацию, т.е. звук, изображение и видео, для обозначения сетевых гипертекстов применяют также термин "гипермедиа".

При подготовке гипертекстовых документов для www текст специальным образом размечается с помощью языка разметки HTML (HyperText Markup Language, что в переводе и означает "язык разметки гипертекстов").

HTML дает авторам средства для:

  • публикации электронных документов с заголовками, текстом, таблицами, списками, фотографиями и т. д.
  • загрузки электронной информации с помощью щелчка мыши на гипертекстовой ссылке.
  • разработки форм для выполнения транзакций с удаленными службами, для использования в поиске информации, резервировании, заказе продуктов и т. д.
  • включения электронных таблиц, видеоклипов, звуковых фрагментов и других приложений непосредственно в документы.

 

Краткая история HTML

Язык HTML был разработан Тимом Бернерс-Ли во время его работы в CERN и распространен браузером Mosaic, разработанным в NCSA. В 1990-х годах он добился особенных успехов благодаря быстрому росту Web. В это время HTML был расширен и дополнен. В Web очень важно использование одних и тех же соглашений HTML авторами Web-страниц и производителями. Это явилось причиной совместной работы над спецификациями языка HTML.

HTML 2.0 (ноябрь 1995) был разработан под эгидой Internet Engineering Task Force (IETF) для упорядочения общепринятых положений в конце 1994 года. HTML+ (1993) и HTML 3.0 (1995) - это более богатые версии языка HTML. Несмотря на то, что в обычных дискуссиях согласие никогда не было достигнуто, эти черновики привели к принятию ряда новых свойств. Усилия Рабочей группы World Wide Web Consortium по HTML в упорядочении общепринятых положений в 1996 привели к версии HTML 3.2 (январь 1997). Большинство людей признают, что документы HTML должны работать в различных браузерах и на разных платформах. Достижение совместимости снижает расходы авторов, поскольку они могут разрабатывать только одну версию документа. В противном случае возникает еще больший риск, что Web будет представлять собой смесь личных несовместимых форматов, что в конечном счете приведет к снижению коммерческого потенциала Web для всех участников.

В каждой версии HTML предпринималась попытка отразить все большее число соглашений между работниками и пользователями этой индустрии, чтобы усилия авторов не были потрачены впустую, а их документы не стали бы нечитаемыми в короткий срок.

Язык HTML разрабатывался с той точки зрения, что все типы устройств должны иметь возможность использовать информацию в Web: персональные компьютеры с графическими дисплеями с различным разрешением и числом цветов, сотовые телефоны, переносные устройства, устройства для вывода и ввода речи, компьютеры с высокой и низкой частотой и т. д.

JavaScript

Современные гипертекстовые информационные системы условно можно представить в виде совокупности нескольких компонентов: системы хранения гипертекстовых объектов, системы отображения гипертекстовых объектов, системы подготовки гипертекстовых объектов и системы программирования просмотра совокупности гипертекстовых объектов. С этой точки зрения технология World Wide Web только к 1996 году получила законченный, функционально полный вид. Первыми были разработаны системы хранения и просмотра (1989-1991 г.г.), которые продолжают развиваться и в настоящее время. После 1990 года стали появляться первые системы подготовки документов. Наконец, в 1995 году были предложены первые языки управления сценариями просмотра.

Программирование процедуры просмотра гипертекстовой базы данных не является изобретением Netscape, Microsoft или Sun. Практически все локальные гипертекстовые системы в той или иной степени имеют программные средства манипулирования гипертекстовыми объектами. В ряде случаев вся гипертекстовая база данных может быть представлена как одна большая программа, в которой гипертекстовые узлы — это программные модули, а связи между ними — это передача управления от одного модуля другому.

Преимущества такого подхода перед традиционной статической разметкой очевидны: гибкость построения гипертекстовой сети, возможность создания программ прокрутки фрагментов базы дынных, генерация составных гипертекстовых объектов из существующих элементарных компонентов. Динамические объекты могут быть легко получены из статических, так как в случае существования программы просмотра система может быть переведена из интерактивного режима просмотра гипертекстовой базы данных в пакетный, когда действия оператора будут заменяться кмандами программы.

Программы просмотра гипертекстовых страниц традиционно называют скриптами (scripts) по аналогии с исполняемыми файлами, написанными для командных интерпретаторов типа sh. Собственно как это было и раньше в локальных системах, в программировании просмотра гипертекстовых документов World Wide Web существуют два подхода: создание интерпретируемых программой просмотра скриптов или компиляция байт-кода. Первый подход следует традиции World Wide Web, согласно которой для разработки гипертекстовой страницы нужен только обычный текстовый редактор и сам гипертекстовый документ должен легко читаться человеком-оператором. Второй подход позволяет повысить эффективность исполнения программы и защищенность кода от несанкционированных модификаций. Как первый, так и второй способ опираются на объектно-ориентированный подход к программированию.

Идея JavaScript очень проста. Все операции, которые можно исполнять в программе на JavaScript, описывают действия над хорошо известными и понятными объектами, которыми являются элементы рабочей области программы-браузера и контейнеры языка HTML. Собственно объектная ориентированность JavaScript на этом и кончается. Есть только объекты с набором свойств и набор функций над объектами. Последние называются методами. Кроме методов существуют и другие функции, которые больше похожи на функции из традиционных языков программирования и позволяют работать со стандартными математическими типами или управлять процессом выполнения программы. Еще в JavaScript есть события — аналог программных прерываний. Эти события также ориентированы на работу в World Wide Web, например, загрузка страницы в рабочую область программы-браузера или выбор гипертекстовой ссылки. Используя события, автор гипертекстовой страницы и программы ее отображающей может организовать просмотр динамических объектов, например, бегущая строка, или управление многооконным интерфейсом.